Басни
Басня — это исторически сложившаяся группа произведений литературы, — жанр — известный со времен Древней Греции. Старейшими баснописцами являются Эзоп (620 г. до н.э. — 564 г. н.э.) и Гесиодод (VIII — VII века до н. э.), в более поздние времена — Лафонтен (8 июля 1621 — 13 апреля 1695 гг.).
В русской литературе произведения в этом жанре создавали Иван Крылов, И.И. Дмитриев, И.И. Хемницер, В.И. Майков, А.П. Сумароков, М.В. Ломоносов.
Басня — нравоучительный рассказ, который имеет аллегорический (образный), иносказательный смысл. Нравоучение в басне часто помещают в начало или в конце текста, но иногда мораль просто подразумевается и не выражена в строках напрямую.
Басни пишут в прозе или в стихах. Авторы используют в них художественный приём — олицетворение, когда наделяют неодушевленные предметы или животных человеческими качествами (мыслями, речами, поступками).
Аллегория же позволяет баснописцами передать образы и предметы через другие понятия или предметы, например, ягнёнок обозначает беззащитность, наивность, лиса — хитрость, медведь — неуклюжесть и т.д.
Мораль некоторых фрагментов басен
Чтобы разобраться, чему учат, от чего предостерегают басни И.А. Крылова, достаточно внимательно прочитать отрывки:
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
В басне «Лебедь, Щука и Рак» автор уверен, что перед началом любого дела участники должны договориться, спланировать свои поступки, чтобы действовать сообща, в противном случае у них ничего не получится.
А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь.
В басне «Квартет» Крылов показывает непонимание героями важных навыков, которые делают их профессионалами в музыке — вовсе не местоположение в квартете важно для того, чтобы получился ансамбль, а уменье: знание нот, практика игры на инструментах, а также наличие музыкального слуха.
У сильного всегда бессильный виноват.
В строках басни «Волк и Ягнёнок» Иван Андреевич изобличает несправедливость законодательной системы, которая позволяет властителям наказывать невиновных, но беззащитных членов общества.