Текст рассказа Феликса Кривина «Почему «А» поется, а «Б» нет», читать онлайн — 1 минуту.
Мы можем петь А на любой мотив. Например, на этот:
— А-а-а-а-а-а-а-а! Или на этот:
— А-а-а-а-а-а! Или даже на этот:
— А-а-а-а-а-а!
А теперь попробуем пропеть Б:
— Б…б…б…б…
Что-то у нас не получается.
Для того чтобы петь, нужно иметь голос, а у Б голоса нет. По крайней мере, такого голоса, чтоб хватило на песню.
О, например, поёт отлично:
— 0-0-0-0-о-о-оо!
И, Е, У — тоже способные певцы, с хорошо поставленными голосами.
А вот Ш не поёт, а только шипит.
С — только свистит.
Ж — только жужжит.
А послушать Р, так она — прррредставляешь? — рычит. Не поёт, а рычит. Заслушаешься!
Вот какие они в алфавите разные. Одни, те, что поголосистей, поют-заливаются:
— Э-э-у-у-ы-ы-ы-и-о-о-аа!
Или что-нибудь в этом роде.
Голос у них хороший, поэтому их называют гласными.
А другие — либо пыхтят, как П, либо кряхтят, как К, либо шипят, жужжат, рычат…
Не зря их называют согласными: петь-то они согласны, только у них голоса нет. Поэтому песни у них не получаются.
Работа с текстом
Какие звуки можно пропеть? Как о них рассказывает писатель Ф. Кривин? Как разговаривают согласные? Найди в тексте эти слова. Подумай, только ли о буквах идёт речь в рассказе?
Пропеть можно только те звуки, которые при произношении не встречают во рту препятствия для языка — в этом особенность гласных. Про гласные Ф. Кривин говорит, что пропеть их можно на любой мотив, они «способные певцы, с хорошо поставленными голосами», «поют-заливаются».
Согласные разговаривают иначе. По словам Ф. Кривина, они не поют, у них просто нет голоса, поэтому согласные «либо пыхтят, как П, либо кряхтят, как К, либо шипят, жужжат, рычат…».
Возможно, автор, специально наделяя буквы одушевленными качествами — умением петь или издавать звуки — сравнивает их с людьми. Люди, как и буквы, тоже разные. У них неодинаковые таланты, каждый раскрывается по-своему.
Как рассудить спорщиков, если согласные хотят петь, а гласные убеждают всех, что они способные певцы?
Ответ на этот вопрос кроется в самом названии букв. Одни — гласные, они поются. Другие — согласные, приставка «со» и корень «гласные», обозначает необходимость этим буквам быть вместе с гласными. Только объединённые вместе буквы рождают слоги, а затем и слова. А песни состоят из слов. Получается, что в процессе пения участвуют все буквы, а не только гласные.
Обсудите с другом ответ на вопрос, который содержится в названии рассказа. Какой ответ на этот вопрос можно найти в Азбуке? Сравни его с произведением Ф. Кривина.
Почему «А» поется, а «Б» нет?
В Азбуке говорится о существовании множества звуков в природе: комары звенят, пчёлы жужжат, собака рычит. Человек тоже издаёт звуки, благодаря органам речи: языку, губам, зубам, голосовым связкам.
Гласные звуки состоят только из голоса, при их произнесении воздух проходит через рот без препятствий, свободно. при произнесении согласного звука струя воздуха из гортани встречает во рту преграды: язык, зубы, губы. Поэтому такие звуки состоят из голоса и шума или просто из шума.
Точно также про гласные и согласные рассказывает Ф. Кривин, только в более интересной, занимательной форме.
Другие произведения по литературному чтению для 1 класса | Следующее произведение из учебника: Г. Сапгир «Про медведя»