Стихотворение «Про медведя» — Генрих Сапгир

Распечатать

Текст стихотворения Генриха Сапгира «Про медведя», читать онлайн — 1 минуту.

Перейти к вопросам по тексту.
Мой приятель Медведь
не умел читать
а умел рычать
и умел реветь.

Раз пришло к нему письмо
непонятно от кого.
Он сказал в восторге: О-о-о!

Встретил Кролика в траве
встал и чешет в голове,
что сказать не знает: Э-э-э…

А увидел он Москву,
город мой, где я живу,
в удивленье рявкнул: У-у-у!
Колыбельную сынишке
пел он нежно: А-а-а!
Ну и голос был у Мишки —
просто медная труба.

Он ревел не хуже ветра,
все медведи таковы.
В чаще за три километра
из берлоги слышно: Ы-ы-ы!

Я сказал: «Хотя бы лапой
нам письмо ты нацарапай».
— О, Э, Ы, У, А —
вот и все его слова.

Работа с текстом

Почему стихотворение называется «Про медведя»? Обсудите с другом, только ли о медведе в нем идёт речь.

Возможно, автор иносказательно говорит о людях с несвязанной речью. Просто он представляет их в образе медведя.

А ещё Генрих Сапгир указывает нам и на то, что гласные звуки в русском языке произносятся легче, чем согласные, потому что произносятся только голосом.

С кем и как пытался общаться медведь? Найди строки и прочитай.

Встретил Кролика в траве
встал и чешет в голове,
что сказать не знает: Э-э-э…

Говорит медведь пытался только с кроликом. Выше — цитата из стихотворения. Но также общением можно назвать и пение кому-то, в тексте находим:

Колыбельную сынишке
пел он нежно: А-а-а!
Ну и голос был у Мишки —
просто медная труба.

Почему общение не состоялось?

…что сказать не знает: Э-э-э…

Очевидно, что медведь не может правильно изложить свои мысли, связать их в речь, произнести словами то, что думает.

Какими словами можно заменить звуки, которые произносит медведь?

  1. «Раз пришло к нему письмо непонятно от кого. Он сказал в восторге: О-о-о!» А можно было бы сказать: «О, как неожиданно!», «О, какая долгожданная весточка», «О, кто же это мне написал?».
  2. «Встретил Кролика в траве встал и чешет в голове, что сказать не знает: Э-э-э…» А можно было бы сказать: «Здравствуй, кролик. Как твои дела?» «Привет, кролик! Как мы давно не виделись».
  3. «А увидел он Москву, город мой, где я живу, в удивленье рявкнул: У-у-у!» А можно было сказать: «Какой чудесный город!», «Как тут красиво!»
  4. «Колыбельную сынишке пел он нежно: А-а-а!» А можно было сказать: «Баю-баюшки-баю», «Спи, медвежонок, засыпай».
  5. «В чаще за три километра из берлоги слышно: Ы-ы-ы!». Возможно, так медведь выражал свое текущее настроение, которое могло быть хорошим или плохим. Поэтому, это могут быть как слова восторга — «Как прекрасно сегодня в лесу» —, так и досады: «Кто-то съел малину с куста у берлоги».

Подумай, над смыслом пословиц

  • «Не стыдно молчать, коли нечего сказать» — Лучше промолчать, если не знаешь, что говорить, вместо пустой болтовни.
  • «Знай больше, а говори меньше» — Лучше иметь багаж знаний, чем заниматься пустословием.
Учебник
Вопросы взяты из учебника «Литературное чтение» серии «Школа России». Авторы: Клеманова, Горецкий, Голованова, Виноградская, Бойкина. © Издательство «Просвещение».

Другие произведения по литературному чтению для 1 класса | Следующее произведение из учебника: М. Бородицкая «Разговор с пчелой»